Профориентация подростков

Профориентация

Профориентация - это комплекс мероприятий, которые направлены на помощь как молодежи, так и взрослым в выборе будущей профессии, учитывая все их предрасположности к той или иной сфере деятельности, особенности характера и индивидуальные способности. Профориентация появилась в нашей стране в 1897 году. Выпускали справочники о местах учебных учреждений, правилах приема и профилях работы. В 1905 году стали выпускаться справочники для женщих, желающих получить высшее образование.

Сегодня актульно проводить профориентацию в средних школах, так как подросткам трудно определиться, с какой деятельностью они хотят связать свою жизнь в будущем. Это мероприятие помогает не только выявить подходящую профессию, а также направляет ребенка на постановку цели, к которой он будет стремится, развивая те или иные способности, нужные ему в выбранной профессии. Следовательно, профориентация формирует у подростков потребность и готовность к труду.

Профориентация - это прекрасная помощь подросткам с самоопределением и трудоустройством для дальнейшей жизни, так как существует много факторов, которые влияют на выбор дальнейшей профессии, не удолетворяя истинные желания ребенка. Например, выбор профессии берут на себя родители, считая, что лучше знают, кем должен стать их ребенок в будущем. Это сомнительное утверждение, так как чаще всего родители опираются не на индивидуальные характеристики и предпочтения своего ребенка, а скорее на собственные желания и предпочтения или решение, что ребенок должен идти по стопам родителей. Возможно на желания родителей повлияло их собственное детство (бедное детство или несбывшаяся мечта), то есть родитель может, не осознавая, пытаться воплотить собственные идеи в жизни своего ребенка. Не редко получается так, что ребенок сам выбирает идти по стопам своих родителей, например, из - за недостатка внимания с их стороны. Это в своем роде единственный путь некоторых детей получить любовь от отца или матери. Также подросток может сам выбрать «ложную» профессию по уже сказаной причине выше - бедности. Живя в семье со средним или низким заработком, у ребенка может выработаться желание зарабатывать намного больше, чем его родители, иметь возможность дать уже своим детям того, чего был сам лишен.

Хоть и есть факторы, которые пагубно влияют на выбор профессиональной деятельности, но тем не менее нельзя отбрасывать их все при прохождении профориентации. Основными из них являются социальные, социально-экономические, психологические и психофизиологические факторы. Под социальными факторами подразумевают социальную роль подростка в школе, в коллективе сверстников, статус и положение семьи в обществе, материальное состояние. Школа возможно самый главный социальный фактор при выработки профессиональной предрасположенности ребенка. В период учебы подросток определяет свою предрасположенность к гуманитарным или техническим предметам, что является чуть ли не первым шагом к нахождению своей профессиональной сферы. Вырабатываются мотивы, которые влияют на ребенка, на его выбор. Например, появляется стремление к высокой заработной плате, желание помогать людям, занять достойное место в обществе, иметь отличный карьерный рост, использовать в работе креативность и воображение и т.д. Коллектив также легко может влиять на выбор профессии. Например, на почве дружеских отношний ребенок может выбрать себе специальность, чтобы не расставаться со своим лучшим другом, что в итоге может привести к осознанию, что выбор был сделан неверный. Как уже было сказано выше, некоторые социальные факторы нежелательны при выборе профессии. Социально - экономические факторы включают в себя социальную необходимость в той или иной профессии, статус, который она дает, материальное обеспечение работника определенной специальности. Психологические факторы включают в себя уровень развития подростка, его интересы, индивидуальные способности, особенности мышления, всех видов памяти и внимания. Очень полезно проводить тренинги для выявление способностей ребенка и для дальнейшего его развития. Психофизиологические факторы представляют собой особенности темперамента, состояния здоровья и нервной системы подростка. Не каждая профессиональная деятельность может подойти человеку в физическом плане. Кому-то подходит интеллектуальный труд, а кому - то физический. Это и определяют с помощью психофизиологических факторов.

Методики

Обычно профориентацию проводят в самих школах в виде факультативных занятий, где ущащимся предоставляют различные методики. Существует множество методик проведения профориентации, рассмотрим несколько из них.

Опросник Холланда:

В 1966 году разработал психологическую концепцию, которая показывает совместимость различных типов личности с профессиональными средами. На основе личностных интересов и ценностных ориентациях Дж.Холланд определил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический (создание матеральных вещей, физический труд), интеллектуальный (умственный труд), социальный (взаимодействие с людьми, социальная деятельность), конвенциональный (четко структурированная деятельность, основанная на общепринятых нормах), предпринемательский (руководство, бизнес), художественная (творчество). Тип личности для каждого человека определяется по тому, какие он имеет цель, интересы, способности, предпочтения и взгляд на будущую карьеру, ее достижения. Для выявления типа личности Дж.Холланд разработал методику диагностики в виде опросника. В опроснике предоставляются несколько вариантов профессии, расположенных попарно. Нужно выбрать одну из двух, более предпочтительную. После высчитывания результата опросника, выявляется три профессиональные деятельности для определенного тиа личности. Первая более подходящая для человека, остальные две как альтернативные, резервные (менее подходящие).

Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова:

Опросник, как и у Холланда определяет сколнность человека к определенному типу професси путем отбора профессии из попарно предложенных в опроснике.По методике Климова существет пять типов профессии:

-человек-природа

Человек должен обладать хорошей наблюдательностью,памятью,зрительной памятью, иметь терпение, так как работа осуществляется длительное время, также должен быть готов работать при любом погодном условии.

-человек-техника

Человек обязан иметь хорошую координацию движения,наблюдательность ,внимательность, хорошая концентрация.

-человек-человек(врачи,учителя,юрист и т.д.)

Человек, умеющий ладить с людьми, проницательный, имееть хорошо развитую речь, умеет сдерживать эмоции, доброжилателен и т.д.

-человек-знаковая техника,образ(профессия связана с перерабодкой информации)

Человек должен иметь логическое мышление, отличную память, умение длительно концентрироваться на своей деятельности.

-человек-художественный образ

Человек с хорошей зрительной памятью, пространственным воприятием, воображением, наблюдательностью.

Опросник Йовайши:

Л.А. Йовайши разделял профессиональную деятельность на заложенные в человеке ценности, то есть на то, что больше всего хотел бы человек получать от работы: общение, интеллектуальная активность, практическая активность, творческая активность, материальные ценности.В опроснике предоставлены вопросы или утверждения с двумя вариантами ответа, нужно выбрать вариант более близский вам.Этот опросник определяет к какой професси (к работе с людьми, творечкой, физической и т.д.) больше всего склонен человек.

«Карта интересов» А.Е. Голомштока:

Разработан А.Е. Голомштоком с целью изучения интересов школьников и их склонностей в различных сферах деятельности.Интересы это личностная характеристика, на основе  которых у подростка  развивается профессиональный интерес, который в свою очередь выявлется с помощью этого теста. Голомшток выделил 23 сферы деятельности: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, журналистика, искусство, филология, история, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника и электротехника.

«Якоря карьеры» Э.Шейна:

Это методика создана для определения желаний и целей, которые подросток хочет добиться в будущей карьере.Например, управлять другими людьми, стать профессионалом своего дела, быть независимым работником, решать сложные задачи, создавать что-то новое и т.д.

Так же существует множество опросников,матриц(напр. «Матрица выбора профессии» Резапкина ), анкет и тестов.

Профориентация сегодня

В наше время, когда возрастает потребность общества в специалистах той или иной профессии, профориентация подростков становится общественной проблемой.Поэтому профориентация необходима для подготовки хороших специалистов.Она указывает ребенку, куда ему необходимо идти, где он будет полезен и компетентен в своей деятельности.В противном случае, как это часто и бывает, молодежь на почве убеждений со стороны родных и близких или собственных субъективных убеждениях, выбирают не ту деятельность,где они могут себя больше всего проявить и быть полезным обществу.Профориентация помогает убрать все стереотипы о многих сферах деятельности  и зрело оценить свои возможности, способности.

Сейчас мы часто сталкиваемся с тем, что после школы молодежь утрачивает желание идти учиться дальше, находит себе заурядную работу(подработку), не получив должного образования.Сегодня как никогда важно проводить профориентацию в школах,так как она помогает школьнику обрести трезвый  взгляд на будущее, потребность и готовность к профессиональной деятельности.Так как многие школы не имеют профильного обучения и не дают представление школьникам о предстоящей взрослой жизни.Они идут в высшие учебные заведения, не понимая толком, чем они будут заниматься в дальнейшем.А ведь в мире так много различных специальностей, удолетворяющие потребности и пожелания человека,но у расстерянной молодежи выбор падает на стандартный набор профессий, куда идет любой подросток, когда не знает, чего он хочет от своей жизни.Чаще всего выбирают профессию в сфере юриспруденция, а также в экономической и финансовой сферах, операясь на престиж и материальное обеспечение.Следовательно, профориентацию обязан пройти каждый школьник, чтобы ознакомится со всеми профессиями, увидеть приемущество и недостатки каждой из них и понять для себя, что действительно важно и нужно ему в первую очередь.

Большой процент студентов за год так и не получают полное высшее образование.Понимают что это их не интересует или слишком сложно,осознают что это не их специальность.А ведь с каждым годом бюджетные места в ВУЗах сокращаются, а плата за учебу повышается.Идет жесткая борьба за учебу на бюджетной основе, и очень печально осознавать,что некоторые «счастливчики», которые поступили на бюджет, внезапно или со временем осознают, что им не нравится учиться на эту специальность и бросают учебу.Это место возможно занял бы  другой, более уверенный  своем выборе человек, который мог стать хорошим специалстом в данной сфере деятельности.Так государство теряет хороших специалистов,знающие свое дело.

Можно сделать вывод, что профориентация является неотъемлемой частью развития современного общества, так как она выполняет ряд важных регулятивных функций, в частности занимается организацией и поддержкой деятельности образовательных учреждений любого уровня, а так же непосредственной работой с личностью подростка, дабы помочь ему самоопределиться в своих интересах и в интересах общества, которое так сильно нуждается в тех или иных специалистах.

 

Комфортная обстановка и доброжелательный персонал

 Услуги психолога, консультация психолога, наши телефоны:

+7 (812) 715-86-87

+7 (812) 973-71-73

А знаете ли Вы...

Нейрофизиологические методы самые пополярные немедикаментозные способы борьбы с бессоницей, плохим настроением, депрессией.Только в нашем центре!!!! Подробности можно узнать по нашим контактным телефонам.