Аналитическая психология Карла Густава Юнга
Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг, считал, толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности.
К.Г. Юнг выступил против постулата 3игмунда Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности. Под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия.
Юнг оспаривал позицию Фрейда, выводившего бессознательное из сознания. Он считал, что все, что возникает в сознании, сначала не осознается и осознание возникает из неосознанного состояния. Бессознательное аккумулирует и перерабатывает информацию, поступающую от органов чувств, лишь незначительная часть этой информации доходит до сознания.
Каждое из этих психоаналитических направлений - психоанализ Фрейда и глубинная психология Юнга - послужило толчком для дальнейшего развития теории и практики современной психологии и внесло не только интересные теоретические находки, но и практическую пользу конкретным людям в преодолении неврозов и решении личностных и межличностных психологических проблем.
Аналитическая психология Юнга стала неотъемлемой чертой современной культуры, оказала свое влияние на психотерапевтическую теорию и практику, но и на искусство, науки и другие сферы жизни современного общества.
Карл Юнг первым ввел в психологию, психотерапию понятие «коллективное бессознательное», тогда как до него у самого Фрейда и у всех сторонников психоанализа речь всегда шла только об индивидуальном бессознательном.
Структуру психического бытия он представлял в виде двух фундаментальных сфер - сознания и психического бессознательного. Бессознательная сфера не подвластна прямому наблюдению и проявляется в своих продуктах, переходящих порог сознания, которые Юнг делил на два класса:
1)Познаваемый материал сугубо личного происхождения. Этот класс Юнг назвал подсознательным разумом, состоящим из элементов, организующих человеческую личность как целое, формирующихся в течении жизни индивида. Сюда входят и вытесненные побуждения, забытые травмирующие впечатления.
2)Класс, не имеющих индивидуального происхождения это коллективное бессознательное. Содержания принадлежат типу, воплощающему свойства не отдельного психического бытия, а всего человечества или отдельной его ветви. Эти коллективные паттерны Юнг назвал архетипами. Слово «архетип» происходит от греческого - образ. В поздней античной философии это слово означало прообраз, идею.
Архетип можно понимать как отпечаток, развившуюся в результате уплотнения бесчисленных повторяющихся психических переживаний. Архетип придает смысл как внутренним, так и внешним мировосприятиям и направляет действие в соответствующее этому смыслу русло, что является предшественником идеи. В форме архетипов передается по наследству опыт предшествующих поколений. Цель терапии, Юнг определил следующим образом: «Самость должна заменить Оно». Самость - архетип в теории Юнга, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуации. Психическое развитие при этом рассматривается как процесс, исходящий изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида.
Содержания коллективного бессознательного по Юнгу, несут на себе сильный отпечаток сотен тысяч лет архаичной жизни, когда человечество пребывало в состоянии разрозненных орд, воюющих между собой. В современном человеке, как и в современном обществе, происходит борьба между этими полюсами - коллективными или индивидуальными формами жизни. Сознание человека тоже выросло в свое время из бессознательного. Одна часть нашего бессознательного старается помогать сознанию, другая стремится захлестнуть сознание, вернуть человека к состоянию члена первобытной орды. Трезвый анализ человеком того, что с ним происходит, интеграция всех противоборствующих в психике сил с учетом реалий контекста, в котором человек живет, приводит человека к гармоничному и эффективному функционированию, субъективному ощущению благополучия.